Типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца

450 лет назад начала работать первая типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца.

Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение. Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время.
В Западной Европе книгопечатание стало развиваться в середине XV в.. Началом книгопечатания в России является 1 марта 1564 года, когда вышла на свет первая печатная точно датированная русская книга "Апостол" Ивана Федорова и Петра Мстиславцева, вошедших в историю, как русские первопечатники.
Первая печатня в Москве была открыта в 1563 году, и в ней 19 апреля того же года Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над "Апостолом", набирая его первую страницу. "Начаша печатати... свя­тые книги Деяния апостольска и Послания соборная и святого апостола Павла Послания".
В 1803 году, когда исполнилось 250 лет с начала русского книгопечатания и 100 лет со дня выхода первой русской газеты, историк Карамзин гово­рил: "История ума представляет две главные эпо­хи: изобретение букв и типографии".
"Апостол" Ивана Федорова, изданный в 1564 году в Москве, — первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда ее напечатал. Эти сведения содержатся в летописи на выходном, или титульном, как мы теперь скажем, листе книги и в послесловии Ивана Федорова. В этом после­словии, а еще более детально в предисловии ко второму изданию "Апостола" Иван Федоров излагает историю создания русской типографии, историю бед и невзгод, обрушившихся на первопечатника русской книги.


Интересно, что

1. В Москве книги начали печатать за десять лет до широко известного "Апостола" Ивана Фёдорова. В настоящее время известны следующие издания: узкошрифтное «Четвероевангелие» (1553-1554), триодь «Постная» (1555-1556), триодь «Цветная» (1556-1557), среднешрифтное Четвероевангелие» (1558-1559), среднешрифтная «Псалтыр»ь (1559-1560), широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564), широкошрифтная «Псалтырь» (1564-1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение. Таким образом, очевидна деятельность особой типографии в Москве в 1550 -начале 1560-х годов. Судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их производства.
2. В отличие от западноевропейских московская типография явля­лась не частным, а государственным предприятием, средства на создание печатни были отпущены из царской казны.
3. Для типографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальный Печат­ный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице.
4. Федоров ввел шпации (пробелы) между словами и добился совершенно ровной линии с правой сторо­ны страницы.
5. В «Апостоле» 46 орнаментальных заставок, выгравирован­ных на дереве (черным по белому и белым по черному фону).
6. Строки вязи, также гравированные на дереве, как правило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют 22 орнаментальные "буквицы", то есть инициальные или заглавные бук­вы.
7. Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной печати с одной печатной формы.